УМК

 

Методико – дидактическое обеспечение образовательного процесса в образовательной области «Художественно - эстетическое развитие ».



Программа «Детство» разработана коллективом кафедры дошкольной педагогики Санкт-Петербургского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена – В.И. Логиновой, Т.И. Бабаевой и др.

Девиз программы «ДЕТСТВО»: «Чувствовать – Познавать – Творить»

Идеи, задачи программы:

Программа предлагает насыщенное образовательной содержание, соответствующее познавательным интересам современного ребенка. Исходя из принципов гармоничности образования, авторы предусмотрели для органического вхождения ребенка в современный мир широкое взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры: с изобразительным искусством и музыкой, детской литературой и родным языком, экологией, математикой, игрой. Широкое образовательное пространство становиться основой для развития любознательности, познавательных способностей, для удовлетворения индивидуальных склонностей и интересов.




Программa Шестаковой А. В. «Росток»

Значение искусства в жизни человека, в особенности в детские годы. Невозможно переоценить: оно готовит его к вступлению в 
жизнь с учетом самоценности детства. Программа «Росток» предполагает заложить через основы художественного восприятия общие предпосылки художественно-творческого развития дошкольников.

Программа представляет собой программно-целевой комплекс, интегрирующий алгоритмы развития эмоционально-чувственного отношения ребенка к жизни и искусству. Разработана на основе концепции художественного образования Б. М. Неменского.
Цель программы: раскрытие специфических возможностей искусства в духовноми эмоционально-нравственном формировании личности начиная с 3 лет.







Программа "Цветные ладошки" содержит систему занятий по лепке, аппликации и рисованию для всех возрастных групп дошкольного учреждения (задачи, планирование, конспекты занятий). Программа обеспечена современными наглядно-методическими и практическими пособиями. Направлена на формирование эстетического отношения и художественно-творческого развития в изобразительной деятельности.










Нина Горяева ; под ред. Б. М. Неменского

Первые шаги в мире искусства : программа для дошкольных образовательных учреждений.

Программа "Первые шаги в мире искусства" предназначена для занятий изобразительной деятельностью с детьми второй младшей, средней, старшей и подготовительных групп в дошкольных образовательных учреждениях. В программе рассмотрены основные виды художественно- творческой деятельности детей, темы занятий с детьми в каждой группе, даны необходимые поясняющие рисунки.Методологическая основа программы - концепция непрерывного художественного образования, разработанная под руководством народного художника России, академика РАО и PAX Б.М.Йеменского. Искусство и детская художественная деятельность рассматриваются не как самоцель, а как мощное средство формирования отношения ребенка к миру и к себе, как средство духовного воспитания.


Методическая литература:

· Басина Н.Э., Суслова О.А. С кисточкой и музыкой в ладошке. - М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 1997.
· Баймашова В.А. Как научить рисовать – 2. Цветы, ягоды, насекомые.-М.: «Издательство Скрипторий 2003», 2008.-32 с.
· Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1986
· Виноградова Н.Ф. Моя страна Россия: пособие для ст. дошк. и мл.шк. возраста / Н.Ф.Виноградова, Л.А.Соколова. – М.: Просвещение, 2005. – 95 с. : ил. – (Скоро в шк.)
· Горичева В.С., Филиппова Т.В. Мы наклеим на листок солнце, небо и цветок / Художники М.В.Душин, В.Н.Куров. – Ярославль: «Академия развития», «Академия, К» 2000, - 96 с., ил. – (Серия: «Лучшие поделки»).
· Гусакова М.А. Аппликация: Учебное пособие для учащихся пед. училищ по специальности № 2002 «Дошкольное воспитание» и № 2010 «Воспитание в дошкольных учреждениях». – М.: Просвещение, 1997.
· Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 1. – М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2010.- 80с.
· Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: «Издательство Скрипторий 2003» 2008.- 72с.
· Давыдова Г.Н. Бумагопластика. Цветочные мотивы. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 32с.
· Давыдова Г.Н. Поделки из бросового материала. Цветы. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 40с.
· Давыдова Г.Н. Детский дизайн. Пластилинография. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 80с.
· Давыдова Г.Н. Детский дизайн -2. Поделки из бросового материала. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 80с.
· Давыдова Г.Н. Пластилинография. Анималистическая живопись. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 88с.
· Давыдова Г.Н. Пластилинография – 2.. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2008. – 96с
· Давыдова Г.Н. Рисуем транспорт. –М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2009. – 112с.
· Детство: Методические советы к программе.- СПб.: Детство – Пресс, 2004.
· Детство: Программа развития и воспитания детей в детском саду. В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина. / Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: - СПб.: Детство-Пресс, 2005.
· Детство: План-программа педагогического процесса в детском саду: Методическое пособие для воспитателей детского сада / Сост. Н.В.Гончарова и др.; под ред. З.А.Михайловой. – 2-е изд. – СПб: «Детство-Пресс», 2003.-255 с. –(Библиотека программы «Детство»).
· Доронова Т.Н.: Программа воспитания и обучения «Радуга». / Под ред. Дороновой Т.Н. - М.: 1993.
· Дубровская Н.В. Приглашение к творчеству: Обучение дошкольников технике аппликации и коллажа: Методическое пособие.- СПб.: Детство-Пресс, 2002.
· Дубровская Н.В. Аппликация из гофрированной бумаги. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009.-64 с.
· Казакова Р.Г. Занятия по рисованию с дошкольниками / Р.Г.Казакова. – М.: ТЦ Сфера, 2008.
· Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. / Под ред. Р.Г. Казаковой. – М.: ТЦ Сфера, 2005. – (серия «Вместе с детьми»).
· Казакова, Т.Г. Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников/ Т.Г.Казакова. – М.: Просвещение, 1983
· Квач Н.В. Развитие образного мышления и графических навыков у детей 5-7 лет: Пособие для педагогов дошкольных учреждений. - М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2001.
· Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. Для воспитателя дет. сада. - 3-е изд., перераб. и доп.- М.: Просвещение, 1991. - 176с.: ил.
· Комарова Т.С. Обучение детей технике рисования. Изд. 3-е, переработанное и дополненое. Учебное пособие – М.: Педагогическое общество России, 2007. -176 с., илл.
· Князева О.Л., Маханева М.Д. «Приобщение детей к истокам русской народной культуры», Учебно-методическое пособие. Г.-е изд. Перераб. И дополненое — Спб.: Детство-пресс, 2002 г.
· Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом / Библиотека программы «Детство». – СПб.: Изд-во «Акцидент», 1996. – 112с.
· Курочкина Н.А. О портретной живописи – детям. – СПб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2008.-112с. +24 цв. ил.
· Лыкова И.А. Программа Художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». – М.: Карапуз-Дидактика, 2007.
· Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Младшая группа. – М.: «Карапуз», 2010. – 144 с.
· Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Средняя группа. – М.: «КАРАПУЗ», 2009. – 144 с. вкл., переиздание дораб. и доп.
· Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду: Планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Подготовительная к школе группа. – М.: «Карапуз-дидактика», 2008. – 208 с., 16л. вкл., переиздание дораб. и доп.
· Лыкова И.А. Художественный труд в детском саду. Экопластика : Аранжировки и скульптуры из природного материала. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2009. – 160 с., 8 л. вкл.
· Лыкова И.А., Васюкова Н.Е. Интеграция искусств в детском саду. Изодеятельность и детская литература. Сказка – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера», 2009. -144 с., 8 л. илл
· Лыкова И.А. Изобразительное творчество в детском саду: Путешествия в тапочках, валенках, ластах, босиком, на ковре – самолете и в машине времени. Конспекты занятий в ИЗОстудии. – М.: Издательский дом «КАРАПУЗ», 2009. – 192 с., илл.
· Микляева Н.В. Комментированное рисование в детском саду: Методическое пособие, - М.: ТЦ Сфера, 2010. – 128 с.
· Пантелеева Л.В. Музей и дети. – М.:Изд.Дом «Карапуз», 2000 – 256 с.
· Продуктивная деятельность с детьми младшего возраста. Авт. сост. Е.В.Полозова. Учебно – методическое пособие для воспитателей и методистов. – ЧП Лакоценин С.С., Воронеж. – 2007.
· Петрова И.М. Театр на столе. – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003, - 144 с. – цв. Вкл. 8 с.
· Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике. – М.: Издательство «Скрипторий» 2009. – 48с
· Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 2. – М.: Издательство «Скрипторий» 2007. – 64с
· Пищикова Н.Г. Работа с бумагой в нетрадиционной технике – 3. – М.: Издательство «Скрипторий» 2009. – 48с
· Рондели Л.Д. Народное декоративно – прикладное искусство: Кн. Для учителя – м.: Просвещение, 1984. – 144с.
· Садилова Л.А. Поделки из мятой бумаги. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 16 с.
· Стейнберг М. Смастерим из бумаги. Складывание. – Таллин, 1988. 112с., 567 рисунков.
· Торгашова В.Н. Рисуем нитью. Занятия для дошкольников. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2010. – 24 с.
· Художественно-творческая деятельность: развернутое тематическое планирование: младший, средний, старший дошкольный возраст / авт.-сост. Е.А.Мартынова, И.М.Сучкова. -2-е изд. – Волгоград : Учитель, 2010.-151 с.
· Халезова Н.Б. и др. Лепка в детском саду: Кн. Для воспитателя детского сада – М.: Просвещение 1986. - 144с.
· Чумичева Р.М. Дошкольникам о живописи: Кн. Для воспитателя дет. сада. – М.: Просвещение, 1992.-126 с.
· Шайдурова Н.В. Обучение детей дошкольного возраста рисованию животных по алгоритмическим схемам: Методическое пособие для воспитателей ДОУ. – СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО « ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2010. - 64с.
· Шестакова А.В. РОСТОК: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста.- Челябинск, 1996. – 192 с.,16 цв. илл.
· Швайко Г.С. занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Старшая группа: Программа, конспекты: пособие для педагогов. Дошк. Учреждений.// Г.С.Швайко. – М.: Гуманитар. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. -159с.: ил. – (пособие для педагогов дошкольных учреждений).
· Шевчук Л.В. Дети и народное творчество: Кн. Для учителя. – М.: Просвещение, 1985. – 128 с.

Художественная литература:


Добрые сказки: Необычные сказки о простых вещах - Абрамцевой Натальи Корнельевны.

Сборник «В мире цветных сказок». Софья Абрамовна Могилевская, фрагменты из книги «Краски рассказывают сказки» А.Лопатиной и М.Скребцовой; «Разноцветные сказки» Имант Зиедонис в перводе с латышского Юрия Коваль; разноцветные стихи, загадки.

Бажов П.П. Уральские сказы.


Картотеки (медиатеки) по художественному творчеству:


- «Веселые раскраски» - упражнения на развитие внимания; координацию кисти руки.
- «Страна Воображалия» - упражнения на развитие воображения.
- «Дорожки». При выполнении этих упражнений развивается точность движения. (Для младшего возраста).
- «Лабиринты». Работа с лабиринтами способствует совершенствованию качества произвольного внимания шестилеток: постепенно увеличивает его объём, улучшает его распределение, переключение, устойчивость.
- «Находилки». Задачки на развитие внимания;
- «Соедини по точкам» - увлекательная игра для детей, в которой требуется соединить по порядку точки, чтобы получился рисунок, который можно использовать как раскраску. Это упражнение развивает внимание, усидчивость, порядковый счёт.
- «Комментированное рисование» алгоритмы рисования, последовательность.
- «Животные» - схемы, алгоритмы рисования.
- «Транспорт» - схемы, алгоритмы рисования.
- «Герои сказок и мультфильмов» - схемы, алгоритмы рисования.
- «Дорисуй» дорисуй половинку – развитие внимания, зрительной памяти.
- «Форма и восприятие». Развивающие игры с детьми на развитие восприятия формы и качества предметов, цветовое восприятие, память, внимание, моторику и координацию движений.
- «Рисование по клеточкам» – математические диктанты, пространственное мышление.
- «Занимательные игры для малышей».
- Картотека занимательных игр развивающих логическое мышление, внимание.
- «Дидактические упражнения и игры» - направленные на развитие пространственного мышления, воображения и творческих способностей детей.
- «Волшебные линии» - задания для самых маленьких, на развитие координации кистей рук.
- «Поэтапное рисование» пейзаж, портрет, натюрморт. Старший возраст.
- «Волшебные линии» для малышей.
- «Как нарисовать?» мебель схемы, последовательность.
- «Цветные ладошки»
- «Опыты с водой и цветом».
- «Эксперименты с цветом».


Дидактический, демонстрационный материал


Медиатека репродукций:

- Книжная графика:
    Васнецов Юрий Алексеевич
    Билибин Иван Яковлевич
    Чарушин Евгений Иванович
    Сутеев Владимир Григорьевич
    Маврина Татьяна Алексеевна
    Лебедев Владимир Васильевич
    Юфа Тамара Григорьевна

- Художники:
    Репин Илья Ефимович
    Петров-Водкин Кузьма Сергеевич
    Куинджи Архип Иванович
    Крамской Иван Николаевич
    Коровин Константин Алексеевич
    Моне Клод
    Левитан Исаак Ильич
    Айвазовский Иван Константинович
    Джузеппе Арчимбольдо
    Брюллов Карл Павлович
    Шишкин Иван Иванович

- Художники Южного Урала:
   Художники XX-XXI в.в.
   Данилов Юрий Петрович.

- Иллюстрации, фотографии, медиатека:
   Осень
   Зима
   Весна
   Насекомые
   В мире животных

- Информация для родителей: «Музеи нашей области»
   Челябинский областной Краеведческий музей
   Афиши музея, театра.
   Консультации, рекомендации.

- Декоративно - прикладное творчество (медиатека)
   Филимоновская игрушка
   Уральская вышивка
   Урало-сибирская роспись
   Тюменская роспись
   Каслинское литье
   Декоративная роспись Урала
   Плетеные изделия на Урале
   Дымковская игрушка
   Матрешки
   Городец
   Нижнетагильские подносы
   Златоустовская гравюра
   Чеканка
   Хохлома
   Гжель
   Борогодская резьба.

- Картотеки по цветоведению:
   "Введение в цветоведение"
   "Радуга"
   "Красный"
   "Оранжевый"
   "Желтый"
   "Зеленый"
   "Голубой"
   "Синий"
   "Фиолетовый" - Сказки, стихи, загадки, интересные факты.


Дидактические и развивающие игры, пособия:



Пособия:
    Салмина Н.Г. Учимся рисовать: клетки, точки и штрихи: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста /Н.Г.Салмина, А.О.Глебова. – М.: Вента-Граф, 2010. – 96с.: ил. – (Пред школьная пора).
    Салмина Н.Г. Учимся рисовать: графика, живопись и народные промыслы: рабочая тетрадь для детей старшего дошкольного возраста /Н.Г.Салмина, А.О. Глебова. – М.: Вента-Граф, 2010.- 96с. .: ил. – (Пред школьная пора).
    Грибовская А.А. Детям о народном искусстве. Учебно-наглядное пособие для детей дошкольного возраста. Москва просвещение. 2004.
    А.А Аппликация в детском саду. Деревья. М.: Скрипторий 2003, 2010.
    Вохринцева С.В. «Гжель. Учимся рисовать»
    Вохринцева С.В. «Дымковская игрушка. Учимся рисовать»
    Вохринцева С.В. «Городецкая роспись. Учимся рисовать»
    Вохринцева С.В. «Хохлома. Учимся рисовать»
    Знакомим с натюрмортом (Большое искусство маленьким): Учебно-наглядное пособие / Автор составитель Н.А.Курочкина. – 3 изд. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005(Библиотека программы детство)
    Знакомим с пейзажной живописью (Большое искусство маленьким): Учебно-наглядное пособие / Автор составитель Н.А.Курочкина. – 2 изд. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005 (Библиотека программы детство)
    Лыкова И.А. Далекий космос. Аппликация из бумаги. ООО «Лира»
    Лыкова И.А. Динозавры. Лепка из пластилина. ООО «КАРАПУЗ - ДИДАКТИКА»
    Медиатека - Лыкова И.А. Технологические карты Наглядно-методические пособия (Лепка + аппликация; Большая книга аппликации; Рисование красками; Лепка из пластилина; Натюрморты круглый год; Осенние картины; Прописи в картинках и т.д. – 22шт.)

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...