Юрий Данилов Акварели старого Челябинска
Пять художников очарованных Уралом
ЗИМА
Две сестрицы
Сестрицы любят быстрый бег,
А вам они знакомы:
Им не сидится дома.
Задрав носы, они бегут,
След вьётся на сугробе.
Там, где другие не пройдут, -
Легко проходят обе.
Лидия Александровна ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
ЛИСОНЬКА
Велики уральские
Тёмные леса.
Бродит в них красавица -
Рыжая лиса.
Хороша у лисоньки
Телогрейка -
С белой оторочкою
Красная шубейка.
Хороша, удобна
И тепла она.
Да беда: зимою
На снегу видна.
Трудно в ней ворону
На обед поймать.
Трудно от охотника
Скрыться, убежать.
Пригорюнясь, лисонька
Села под осинки.
Смотрит, как зайчишка
Скачет по тропинке.
Облизнула губы:
- Ничего нет краше
Тёплой лисьей шубы.
Что же в белой шубе
Ходишь, бедный зайка?
Ты её на красную
Лучше поменяй-ка.
Усмехнулся заяц:
- Ты, лиса, умна.
Мне же, зайцу глупому,
Не к лицу она.
Лучше шубы заячьей
В целом свете нет…
Прыг - и в поле белом
Потерялся след.
Лидия Александровна ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
ОСЕНЬ
ПРИХОДИ СКОРЕЙ, ЗИМА
Татьяничева, Л. К.
C трёх берёзок,
С трёх сестёр
Сдул все листья листодер.
Отшумела осень,
В гости зиму просим.
Приходи скорей, зима,
Приходи к нам, белая.
Нынче горку я сама
Возле дома сделаю.
Лёд расчищу на реке -
Синюю дорожку.
И на Вовкином коньке
Прокачусь немножко.
Я на оба встать боюсь,
На одном пока учусь.
ОСЕНИ ПРИМЕТЫ
Тонкая берёзкаВ золото одета.
Вот и появилась осени примета.
Птицы улетают
В край тепла и света,
Вот вам и другая
Осени примета.
Сеет капли дождик
Целый день с рассвета.
Этот дождик тоже
Осени примета.
Горд мальчишка, счастлив:
Ведь на нём надета
Школьная рубашка,
Купленная летом.
Девочка с портфелем.
Каждый знает: это –
Осени идущей
Верная примета.
Преображенская Лидия
ЛЕТО
РУЧЕЁК
Татьяничева, Л. К.
Его сердечко ночь и день
Вызванивает:
- Дзень, дзень, дзень! -
И белка, сев на тонкий сук,
Ручью кричит:
- Счастливо, друг! -
Ей вторит дятлов перестук:
- Тук-тук-тук-тук!
Счастливо, друг! -
В тени могучих кедрачей
Бежит ручей,
Журчит ручей.
За ним никто не гонится,
А он бежит, торопится.
КТО БЕРЁЗКУ ПРИЧЕСАЛ
Кто берёзку причесал?
Ветер.
Кто красавицу умыл?
Дождик.
Кто ей зеркало принёс?
Речка.
Кто согрел и обласкал?
Солнце.
Кто берёзку увидал?
Дети.
Под кудрявой собрались
Дети,
Дети,Про берёзоньку поют
Песню.
И заслушался-притих
Ветер.
В тучках-лодочках уплыл
Дождик.
И не движется в кустах
Речка...
И с улыбкою глядит
Солнце.
Горская, А. Б.
ЗЕЛЕНОЕ ЛУКОШКО
Татьяничева, Л. К.
Всё на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то.
- На кого похож наш ёжик?
- На енота! На енота!
Ходит, вьётся под ногами
Кот, похожий на тигрёнка.
Как раскрытый зонтик мамин,
Шляпка тонкого опёнка.
Всё на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то...
Встала радуга над рожью,
Как огромные ворота.
Мимо дуба-великана
Вдаль уводит нас дорожка.
Там клубничная поляна,
Как зелёное лукошко!
Волшебница Весна
Татьяничева, Л. К.
Всё на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то.
- На кого похож наш ёжик?
- На енота! На енота!
Ходит, вьётся под ногами
Кот, похожий на тигрёнка.
Как раскрытый зонтик мамин,
Шляпка тонкого опёнка.
Всё на что-нибудь похоже,
На кого-то и на что-то...
Встала радуга над рожью,
Как огромные ворота.
Мимо дуба-великана
Вдаль уводит нас дорожка.
Там клубничная поляна,
Как зелёное лукошко!
ВЕСНА НА УРАЛЕ
Волшебница Весна
Анна Алферова
Ах, волшебница Весна
в дверь уже стучится…
Чу! На тройке удалой
по дороге мчится!
Бубенцы звенят, звенят –
праздник возвещают.
Дни весенние спешат –
радость обещают.
Масленица веселит
и печёт блиночки…
На берёзке молодой
набухают почки…
Радостно скворцы поют
на заре весенней:
– Жаворонки прилетят
к нам на новоселье!..
А потом Весна-красна
удивит раздольем:
Разольётся по лугам,
полетит над полем…
И подарит красоту
стороне родимой:
Нежной вербой расцветёт
и сиренью дивной.
Ах, волшебница Весна
в дверь уже стучится…
Чу! На тройке удалой
по дороге мчится!
Бубенцы звенят, звенят –
праздник возвещают.
Дни весенние спешат –
радость обещают.
Масленица веселит
и печёт блиночки…
На берёзке молодой
набухают почки…
Радостно скворцы поют
на заре весенней:
– Жаворонки прилетят
к нам на новоселье!..
А потом Весна-красна
удивит раздольем:
Разольётся по лугам,
полетит над полем…
И подарит красоту
стороне родимой:
Нежной вербой расцветёт
и сиренью дивной.
Ранняя весна
Анна Алферова
Весна сегодня рано встала,
запела песенку скворца.
Наряды новые достала
из изумрудного ларца.
Берёзкам стройным подарила
серёжки, платья из парчи.
На поле птиц уговорила –
с утра работают грачи.
В саду в колодец заглянула,
узнала: много ли воды?
Лучами солнышка плеснула
на не растаявшие льды.
Вспорхнула,.. трелью зазвенела,
на крыльях песню унесла…
И в роще горлицей запела
на зорьке ранняя весна.
Весна-Подснежница
Анна Алферова
На солнце нежится
Весна-Подснежница.
Поёт, аукает
лесными звуками,
Жужжит над лужами
шмелём разбуженным...
В лесу старается
красой понравиться –
Кружит жар-птицею
над медуницею:
«Прими подарочек –
узор из бабочек!»
Урал...
Урал...
На реках горных
Грохочут
Камни-голыши.
Он
Для отчаянных и гордых
Раскрыт
До глубины души.
Он десять раз
Тебя измучит,
Чтоб на одиннадцатый вдруг
Открыть печаль
Речных излучин
И горечь вечную
Разлук.
Здесь Азия
Глядит в Европу.
Горит рябиновая кисть,
И реки рушатся, как тропы,
Налево и направо — вниз.
Галерея:
Урал...
На реках горных
Грохочут
Камни-голыши.
Он
Для отчаянных и гордых
Раскрыт
До глубины души.
Он десять раз
Тебя измучит,
Чтоб на одиннадцатый вдруг
Открыть печаль
Речных излучин
И горечь вечную
Разлук.
Здесь Азия
Глядит в Европу.
Горит рябиновая кисть,
И реки рушатся, как тропы,
Налево и направо — вниз.
Галерея:
Работы выполнены ребятами подготовительной группы №7
Мой край родной Урал:
Города
§ Столица Южного Урала – Челябинск.
§ В этом городе выпускают грузовики и вездеходы «Урал» - Миасс.
§ В 19 веке литье принесло славу, сделало его одним из известнейших уральских городов – Касли.
§ Развито производство часовых, технических камней; бриллиантов на предприятиях города; художественное литьё из чугуна - Куса.
§ В этом городе были отлиты первые русские стальные пушки и собраны первые советские морские баллистические ракеты. Изделия, украшенные в стиле гравюры на стали украшают Оружейную палату Кремля, Эрмитажа, а также храма Христа Спасителя - Златоуст.
Водоёмы
§ Река Миасс. Называют «матерью родниковых вод». Она берет начало из ключа на восточном склоне хребта Нурали, в Башкирии. Ее водой пользуется больше половины жителей Челябинской области.
§ Самая крупная река в нашей области. Свои воды несет далеко к Каспийскому морю – Урал.
§ Зюраткуль - самое высокогорное озеро в наших краях. В 1993 году здесь был создан национальный парк.
§ Озеро - памятник природы, оно включено в список 100 ценнейших водоемов земного шара. Его называют «озеро – родник», «жемчужина Южного Урала» - Тургояк.
§ Самое крупное озеро Увильды - «голубая жемчужина Урала». «Чаша здоровья и долголетия» - такое прозвище дали ему уже в наши дни. На озере создано около 80 здравниц.
§ Эта река в переводе с башкирского означает “Луна”, “лунный”. По длине занимает 4-е место в области – Ай.
Писатели
§ Павел Петрович Бажов автор знаменитой «Малахитовой шкатулки» родился не на Южном Урале, а в городе Сысерть Свердловской области. Но, как говорил он сам, «живал не раз» в наших краях.
§ Людмила Константиновна Татьяничева - известная уральская поэтесса. Долгие годы она жила в Челябинске. Многие стихотворения рассказывают нам об этой любви: «Родной Урал», «Синегорье», «Малахит».
§ Его детство прошло на Урале. Взрослые знают его повести и рассказы об уральской жизни. А дети любят его сказки. Самая известная из них - «Серая шейка» - Д.Н.Мамин-Сибиряк.
§ Николай Петрович Шилов - поэт родился на Урале. Еще в школе начал писать стихи. После окончания Ленинградского института культуры жил и работал в Челябинске. Написал книги: «Страшный зверь», «Посвящение в лягушки», «Безусый Самсусам».
§ Нина Васильевна Пикулева родилась в Челябинске. Еще в школе начала писать стихи, занималась в литературном объединении. Вышло уже более 25 книг поэтессы, среди которых: «Как мы ловили леща», «Три сороки», «Загадки для малюсеньких» и другие.
§ Анатолий Иванович Дементьев - писатель-природовед. Создал целую библиотеку книг для детей о природе, животных, птицах Южного Урала.
Рекорды природы Южного Урала
§ Самый крупный зверь наших мест, его вес достигает 600 кг - Лось.
§ Аполлон, махаон - самые крупные бабочки на Южном Урале. Они очень красивые, размах их крыльев достигает 70 - 90 мм.
§ Самая большая рыба - была поймана в 1930 году в озере Ильменское, ее вес - 34 кг. Это была Щука.
§ Дрофа самая крупная птица - царица степных угодий (вес достигает 16 кг), - а самая маленькая королек желтоголовый (его вес - 3 г).
§ Самый малый зверек, ее длина без хвоста 3 см, а вес - 3,5 г Землеройка.
§ Крот самое прожорливое животное. За сутки он съедает пищи больше, чем весит сам.
Памятники природы.
§ Ильменский заповедник - единственный минералогический заповедник нашей страны.
§ Национальный природный парк “Таганай”)
§ Национальный природный парк «Таганай» - одно из популярнейших мест на Южном Урале. В переводе с башкирского - это «подставка луны». На территории парка более 10 памятников природы, растёт более 900 видов растений, обитает более 100 видов птиц и 40 видов животных.
§ Специализированный центр «Аркаим» основан 19 апреля 1991года. Находится в Бреденском и Кизильском районах. Здесь найдены остатки одной из древнейших цивилизаций на планете (16-17 века до нашей эры).
§ В южной части Саткинского района Челябинской области расположен один из красивейших парков России. Территория парка занимает самую высокогорную часть Челябинской области с высшей точкой области на вершине горы Нургуш - 1406 м над уровнем моря. Национальный парк «Зюраткуль».
§ Игнатьевская пещера - памятник истории и археологии с 1949, а с 1969 года - памятник природы регионального значения. Сокровища первобытной живописи – мамонтов, верблюдов, лошадей, шерстистых носорогов и культовых сцен, запечатленных художниками 14,5 тысяч лет назад.
Смолино.
(Это озеро когда-то называлось по-башкирски – Ирентик-куль. До той поры, пока не поселился на его берегу один их трёх братьев-казаков, приехавших на строительство города-крепости Челябы… Ему, Савве Смолину, и любимому озеру автор посвящает своё стихотворение.)
Было имечко некруглое –
Вспомнишь, нет ли, зa три дня?
Угловато, хоть безуглое,
Нынешнему –
не родня!
Озерцо-то – загляденье,
А с названием беда.
Поселился в дни осенние
Савва Смолин здесь тогда,
Когда город наш родился,
И волне-то поклонился:
– Здравствуй, свет мой Ирентик!
И водицы – на язык:
– Ай, по вкусу сОлено,
Видно – наше,
Смолино!
(Это озеро когда-то называлось по-башкирски – Ирентик-куль. До той поры, пока не поселился на его берегу один их трёх братьев-казаков, приехавших на строительство города-крепости Челябы… Ему, Савве Смолину, и любимому озеру автор посвящает своё стихотворение.)
Было имечко некруглое –
Вспомнишь, нет ли, зa три дня?
Угловато, хоть безуглое,
Нынешнему –
не родня!
Озерцо-то – загляденье,
А с названием беда.
Поселился в дни осенние
Савва Смолин здесь тогда,
Когда город наш родился,
И волне-то поклонился:
– Здравствуй, свет мой Ирентик!
И водицы – на язык:
– Ай, по вкусу сОлено,
Видно – наше,
Смолино!
(Н. Пикулева )
О Челябинске
Спокойнее Москвы,
Разумнее Свердловска,
Теплее Петербурга,
Уютнее Самары, —
Любимый город, мы
На каждом перекрёстке
Встречаемся с тобой,
Друзьям подобно старым.
Все даты — ерунда!
Ты молод и поныне,
Ты боек, как трамвай,
Несущийся с вокзала,
И все твои дома,
Огни и мостовые —
Мой самый близкий рай,
Который осязаю.
Пускай всегда стремлюсь
В диковинные дали,
Душа зарыта здесь,
На Алом Поле, что ли? —
Бывает — оглянусь,
И сердце западает,
А в сердце — город весь,
Как будто на ладони.
Стучи во мне, стучи
Часами и трамваем,
Звенящими в ночи
Шагами пешехода,
И знай, что я пока
Тебя не променяю
На тянущие вдаль
Чужбину и свободу.
(К. Рубинский)
Только в Челябинске.
Только в Челябинске озеро Смолино,
Только в Челябинске речка Миасс,
Только в Челябинске солнышка вдоволь,
Солнышка вдоволь и снег – про запас.
Только в Челябинске мы с тобой дома,
Как ни хвали его, как ни брани.
Только в Челябинске столько знакомых,
Столько знакомых, друзей и родни.
(А. Горская)
Гимн Челябинской области.
Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.
Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.
(В. Алюшкин)
Наш край величавый,
с петровских времён
Ты светом великих побед озарён,
Священным металлом,
рукой трудовой,
Веками ты служишь России родной.
Озёр твоих синих, лесов и полей
Нет в мире прекрасней, нет сердцу милей.
Надежда России, её часовой,
Хранишь ты любимой Отчизны покой.
Тобой мы гордимся, тебе мы верны,
Наш Южный Урал – честь и слава страны.
(В. Алюшкин)
По материалам сайта http://zanimatika.narod.ru/
1. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / сост. Е.С. Бабунова, В.И. Турченко, Е.Г. Лопатина, Л.В. Градусова. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.
Программа раскрывает содержание работы с детьми дошкольного возраста, направленное на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В программе отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, об особенностях отношения к природе, труду, специфике фольклора, особенностях изобразительного искусства. Ценным является то, что программа имеет методические указания, раскрывающие использование средств, методов, приемов в реализации идей народной педагогики.
2. Самоцветие Урала: учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей, университетов [Текст]/ автор - сост. С.Н. Обухова. – Челябинск: Образование, 2008. – 124 с.
3. Самоцветие Урала: региональная программа становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / автор - сост. С.Н. Обухова. – Челябинск: Образование, 2009. – 60 с.
4. Обухова, С.Н. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. – 84.
5. Обухова, С.Н. Развитие художественной одаренности средствами приобщения дошкольников к искусству скульптуры Урала: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2011. – 100 с.
6. Обухова, С.Н. Развитие художественной одаренности средствами приобщения дошкольников к искусству архитектуры г. Челябинска: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. – 100 с.
7. Фоминых, Л.М. Родной край: материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста (конспекты занятий, презентации, дидактические игры) / Л.М. Фоминых. – Челябинск, МБДОУ № 261.
8. Фоминых, Л.М. Наш дом – Южный Урал: материалы для работы с детьми подготовительной к школе группе (тематическое планирование, конспекты занятий, презентации, диагностика) / Л.М. Фоминых. – Челябинск, МБДОУ № 261.
9. Шестакова, А.В. Росток [Текст]: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста А.В. Шестакова.– Челябинск, 1996.–192 с.
Дополнительная литература:
1. Бажов, П.П.Малахитовая шкатулка [Текст] /Н.И.Савушкина. – М.: Просвещение, 1987. – 303 с.
2. Вохринцева, С.В. Учимся рисовать. Урало-сибирская роспись [Текст]/ С.В. Вохринцева. - Екатеринбург: Страна Фантазий, 2005.
3. Калашников, Г.В. Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Альбом демонстрационных картин. – Спб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2007. – 96 с.
4. Корецкая, Т.Л. Путешествие по Челябинску [Текст] /Т.Корецкая. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 2006. – 96 с.
5. Корецкая, Т.Л. Земля Уральская: энциклопедия для детей [Текст] /Т.Л. Корецкая. – Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд-во. – 2004. – 129-8 с.
6. Крохалева, Т.Н. Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста [Текст] /Т.Н. Крохалева. – Челябинск, Взгляд, 2007. – 175 с.
Методическое обеспечение рекомендуемое ДОУ для отражения специфики социокультурных условий Уральского региона.
Программы, пособия:1. Наш дом – Южный Урал: программа воспитания и развития детей дошкольного возраста на идеях народной педагогики [Текст] / сост. Е.С. Бабунова, В.И. Турченко, Е.Г. Лопатина, Л.В. Градусова. – Челябинск: Взгляд, 2007. – 239 с.
Программа раскрывает содержание работы с детьми дошкольного возраста, направленное на обеспечение воспитания и развития на идеях народной педагогики. В программе отражены познавательные сведения об истории, жизни, быте народов Южного Урала, об особенностях отношения к природе, труду, специфике фольклора, особенностях изобразительного искусства. Ценным является то, что программа имеет методические указания, раскрывающие использование средств, методов, приемов в реализации идей народной педагогики.
2. Самоцветие Урала: учебно-методическое пособие для студентов педагогических колледжей, университетов [Текст]/ автор - сост. С.Н. Обухова. – Челябинск: Образование, 2008. – 124 с.
3. Самоцветие Урала: региональная программа становления эстетически развитой личности детей старшего дошкольного возраста [Текст] / автор - сост. С.Н. Обухова. – Челябинск: Образование, 2009. – 60 с.
4. Обухова, С.Н. Приобщение дошкольников к декоративно-прикладному искусству Урала: учебно-методическое пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. – 84.
5. Обухова, С.Н. Развитие художественной одаренности средствами приобщения дошкольников к искусству скульптуры Урала: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2011. – 100 с.
6. Обухова, С.Н. Развитие художественной одаренности средствами приобщения дошкольников к искусству архитектуры г. Челябинска: учебное пособие для слушателей курсов повышения квалификации [Текст]/ С.Н. Обухова. – Челябинск: Изд-во «Челябинская государственная медицинская академия», 2012. – 100 с.
7. Фоминых, Л.М. Родной край: материалы для работы с детьми старшего дошкольного возраста (конспекты занятий, презентации, дидактические игры) / Л.М. Фоминых. – Челябинск, МБДОУ № 261.
8. Фоминых, Л.М. Наш дом – Южный Урал: материалы для работы с детьми подготовительной к школе группе (тематическое планирование, конспекты занятий, презентации, диагностика) / Л.М. Фоминых. – Челябинск, МБДОУ № 261.
9. Шестакова, А.В. Росток [Текст]: учебное пособие по художественно-творческому развитию детей дошкольного возраста А.В. Шестакова.– Челябинск, 1996.–192 с.
Дополнительная литература:
1. Бажов, П.П.Малахитовая шкатулка [Текст] /Н.И.Савушкина. – М.: Просвещение, 1987. – 303 с.
2. Вохринцева, С.В. Учимся рисовать. Урало-сибирская роспись [Текст]/ С.В. Вохринцева. - Екатеринбург: Страна Фантазий, 2005.
3. Калашников, Г.В. Гербы и символы: Челябинск и Челябинская область. Альбом демонстрационных картин. – Спб.: ДЕТСТВО_ПРЕСС, 2007. – 96 с.
4. Корецкая, Т.Л. Путешествие по Челябинску [Текст] /Т.Корецкая. – Челябинск: Юж. – Урал. кн. изд-во, 2006. – 96 с.
5. Корецкая, Т.Л. Земля Уральская: энциклопедия для детей [Текст] /Т.Л. Корецкая. – Челябинск: Юж.-Ур. кн. изд-во. – 2004. – 129-8 с.
6. Крохалева, Т.Н. Южноуральские писатели – детям: хрестоматия для детей дошкольного возраста [Текст] /Т.Н. Крохалева. – Челябинск, Взгляд, 2007. – 175 с.
Комментариев нет:
Отправить комментарий