«Дети должны жить в мире красоты,
игры, сказки, музыки, фантазии и творчества»
В.А. Сухомлинский
Приобщение к изобразительному
искусству начинается уже в дошкольном возрасте, когда ребёнок получает первые
художественные впечатления. В этот период он эмоционально воспринимает
произведения искусства (картину, скульптуру, иллюстрацию, декоративные
изделия), постепенно постигает их художественный «язык». Психологи отмечают
возможности раннего зарождения у детей эстетического восприятия, которое в
своём развитии проходит определённый путь становления. Эстетическое отношение к
предмету предусматривает ряд познавательных моментов и в соответствии с этим
умение соотносить форму и содержание, художественный образ и изображаемый
предмет, умение, которое может возникнуть только на определённом этапе развития
ребёнка. По данным психологов, восприятие произведений искусства проходит
несколько ступеней развития: от поверхностного, чисто внешнего схватывания
очертаний и бросающихся в глаза качеств, до достижения сути и глубины
художественного содержания. Только к старшему дошкольному возрасту, в связи с
накоплением впечатлений от знакомства с широким кругом явлений, с появлением
жизненного опыта, способности к наблюдению, анализу, классификации, сравнению и
другим мыслительным операциям, ребёнок способен оценить предмет искусства,
увидеть разницу между реальностью и её изображением. Необходимо
активно развивать у ребёнка эстетическое восприятие произведений искусства,
учить его выделять выразительные средства художественного произведения, разных
видов и жанров.
Основными
видами являются:
·
живопись, вид изобразительного искусства, произведения
которого создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо поверхность.
·
графика (греч. graphikë, от gráphô — пишу), вид
изобразительного искусства, включающий рисунок и печатные художественные
изображения (гравюра, литография, монотипия и др.), основанные на искусстве
рисунка, но обладающие собственными изобразительными средствами и
выразительными возможностями...
·
скульптура (лат. sculptura, от sculpo — вырезаю, высекаю),
ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения которого имеют
объёмную, трёхмерную форму и выполняются из твердых или пластических
материалов.
·
архитектура (лат. architectura, от греч. architéktôn — строитель)
(зодчество), искусство проектировать и строить здания и другие сооружения (а
также их комплексы), создающие материально организованную среду.
·
декоративно-прикладное
искусство, область декоративного
искусства: создание художественных изделий, имеющих практическое назначение в
общественном и частном быту, и художественная обработка утилитарных предметов
(утварь, мебель, ткани, орудия труда, средства передвижения, одежда, украшения,
игрушки и т. д.).
Восприятие детьми графики. Первые книги с
яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир
живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует,
увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой
изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником,
как с живым. В этом огромная сила воздействия графики на ребёнка. Она
конкретна, доступна, понятна детям дошкольного возраста и оказывает на них
огромное воспитательное воздействие.
В
старшем дошкольном возрасте дети отрицательно относятся к условности формы.
Восприятие произведений графического искусства может достигать различной
степени сложности и полноты. Оно во многом зависит от подготовленности
человека, от характера его эстетического опыта, круга интересов, психологического
состояния. Но больше всего это зависит от самого произведения искусства, его
художественного содержания, идей. Чувств, которые оно выражает. Рассматривая
иллюстрацию, дети дошкольного возраста не только эмоционально откликаются на
цвет и форму, но и осмысливают то, что изображено. Художественный образ в
иллюстрации воспринимается детьми активно, эмоционально. Своими движениями,
жестами дошкольники часто подражают персонажам, они с любопытством
рассматривают необычную позу, выражение лица человека. Форма, манера рисунка
влияют на характер восприятия, глубину наблюдений. Воспринимая иллюстрации,
ребёнок мысленно участвует в изображённых на них действиях героев, переживает
их радости и печали. Иллюстрации, где художники используют условные приёмы,
искажают форму, грубо нарушают композицию рисунка, дети отвергают, выражают
неудовлетворение. Когда иллюстрации вызывают интерес, дети проявляют желание
рассказывать, описывать изображенное на картинке. Особенно любимы детьми
иллюстрации в книгах о животных, они предпочитают рисунки с изображением
зверей, в которых передано полное сходство. Иллюстрация как своеобразный вид
искусства тесно связана с книгой. Способность воспринимать её в единстве с
текстом является одним из показателей эстетического восприятия, так как
графическое изображение даёт возможность увидеть и понять содержание
стихотворения, рассказа или сказки. Не случайно дети выбирают книги с
иллюстрациями и сами стараются «читать» с их помощью. Эстетическое восприятие
иллюстрации проявляется в умении ребёнка описывать изображаемое действие,
разбираться во взаимоотношениях между персонажами, героями произведения.
Следует высоко оценить значение иллюстрации в детской книге, так как с её
рассматривания начинается другой этап в познании окружающего, дети охотно идут
за художником в новый мир живых образов, вымысла, сочетания реального и
сказочного. Они с интересом включаются в этот процесс, в эту игру фантазии и
воображения.
Восприятие скульптуры детьми. В окружающей действительности дети
встречаются с произведениями скульптуры разных видов (монументальной,
станковой, скульптурой малых форм). При восприятии пластического образа они
учатся понимать специфику «языка» скульптуры, так как она даёт трёхмерное
изображение предмета в реальном пространстве, обогащает ребёнка новыми
способами художественного видения. В отличие от живописи, графики, образы
скульптуры имеют реальный объём и специфический материал. Это вызывает у
воспринимающего ощущение весомости, тяжести, желания прикоснуться к скульптуре,
понять пластическую позу, ритмическую композицию. Учитывая возрастные
особенности детей дошкольного возраста, целесообразно, прежде всего,
использовать скульптуру малых форм анималистического жанра.
Скульпторы-анималисты подчёркивают психологические характеристики животного,
отражая его внутренний мир, или стремятся подчеркнуть декоративность, пластичность
форм. Для развития эстетического восприятия надо знать художественный «язык»
скульптурного произведения. При рассматривании скульптурных фигур дети отдают
предпочтение скульптуре, натурально передающей образ животного.
Для развития творчества в
изобразительной деятельности важны не только навыки и умения, надо научить
ребёнка эстетически воспринимать образы искусства разных видов и жанров. С этой
целью в детском саду используются произведения изобразительного искусства, но
знакомство с ними чаще всего осуществляется посредством рассматривания
репродукций, иллюстраций, слайдов. Интерес к скульптуре у детей проявляется в
мимике, активных действиях, обследованиях. Они могут самостоятельно
охарактеризовать скульптуру, понимают пластику движения, выразительность
окраски. Воспринимая форму во время специально
организованного обследования, ребёнок запоминает её при помощи мышечного
чувства и одновременно усваивает некоторые способы изображения предметов,
фигур.
Элементарные
знания о скульптуре дают возможность делать выводы, рассуждать, сравнивать
пластические образы. Разнообразие скульптурных материалов (камень, дерево,
металл, керамика) значительно обогащает сенсорный опыт детей, а небольшие
размеры скульптуры малых форм делают её доступной восприятию каждым ребёнком.
Скульптура малых форм анималистического жанра не только эстетически обогащает
старших дошкольников, но и даёт им возможность получать новые знания о
животных. В значительной степени этому способствуют занятия по лепке,
составление творческих рассказов по скульптуре, в процессе которых происходит
формирование у детей начальных суждений, эстетической оценки.
Жанр – вид художественных произведений,
характеризующийся определенными темами:
·
Пейзаж –
изображение природы. Пейзажная живопись разнообразна. Есть пейзажи, точно
передающие те или иные уголки природы, в других тонко передано состояние, есть
фантастические пейзажи. Можно
выделить Деревенский, Архитектурный, Городской пейзаж. По временам года. Морской
– Марина, это произведения искусства, на
которых изображено море.
Художник, который пишет море, называется
маринистом.
·
Натюрморт –
изображение предметов. Натюрморты рассказывают нам не только о вещах, но и об их
владельцах, об их жизни, быте и привычках.
·
Портрет – это изображение человека Портреты, написанные
художниками, доносят до нас образы людей прошедших эпох. Под жанры : Парадный; Камерный; Костюмированный;
Коллективный; Миниатюрный; Исторический; Портрет-прогулка; Семейный; Религиозный
портрет; Автопортрет, детский.
·
Анималистический жанр – это произведения искусства, на
которых изображены животные.
·
Бытовой жанр – это картины, на которых отражены эпизоды из
повседневной жизни людей.
·
Батальный жанр – это произведения искусства, в которых
отражены военные эпизоды.
Художник, который пишет на батальные темы,
называется баталистом.
·
Сказочно-былинный, Мифологический жанр –
это произведения искусства, в которых отражены мифологические сюжеты, сказки,
былины.
·
Исторический
– изображение исторических событий Исторический жанр – это
произведения искусства, в которых отражены реальные исторические персонажи или
события.
Восприятие
живописи детьми. Ранние эмоциональные переживания, связанные с восприятием
искусства, красоты, нередко оставляют неизгладимый след в душе ребёнка. С
годами это первое, не всегда осознанное, тяготение к прекрасному переходит в
потребность знать и понимать искусство. По данным исследователей, при
восприятии живописи разных жанров дети больше предпочитают картину бытового
жанра и меньше натюрморт и пейзаж.
В
картинах бытового жанра детей привлекают различные темы: спорт, образы
животных. Интерес к тематике неодинаков у девочек и мальчиков. Мальчики
проявляют наибольший интерес к спортивной и героической темам, а девочки – к
миру животных. У отдельных детей отмечается устойчивый интерес к одной
определённой теме. Дети 5-7 лет, выбирая «самую красивую» картину, способны
руководствоваться эстетическими чувствами, вызываемыми гармонией цвета,
яркостью красок, их сочетанием. Сюжетная картина привлекает детей интересным,
увлекательным содержанием. При этом они, как правило, не обращают внимания на
эстетические стороны картины.
Дети
3-4 лет, воспринимая картину, как правило, ещё не выделяют эстетические
качества, их привлекают способы изображения («потому что рисовали красками»).
Осознать и выразить в словах свои эмоции, названные элементарными эстетическими
качествами изображённых предметов, ребёнок в этом возрасте не может. Но именно
эти качества его привлекают, воздействуют и вызывают радостные эмоции.
Натюрморты
и особенно пейзажная живопись вызывают интерес у ребёнка изображением
предметов, явлений природы, цветовыми сочетаниями, колоритом.
Пейзажная
живопись близка детям по их наблюдениям природы, оказывает эмоциональное и
эстетическое воздействие, что проявляется в их речи. Дети находят свои
поэтические образы для характеристики воспринимаемого явления, используя
метафоры, сравнения и другие средства выразительности. Поэтический текст
оказывает положительное влияние на восприятие картины, углубляя её восприятие.
Он помогает детям осознанно воспринимать выразительные средства, использованные
художником, видеть в них средства характеристики образа.
Необходимым
условием понимания социальной значимости содержания жанровой живописи является
личностное отношение к выраженным в живописи социальным явлениям. Оно выступает
показателем эмоционального восприятия жанровой живописи, а также немаловажным
фактором в процессе формирования социализации личности дошкольника.
В заключение
следует отметить, что только комплексное воздействие изобразительного искусства
всех видов и жанров будет способствовать гармоничному развитию личности
ребенка, его эстетического восприятия, художественных способностей в
творчестве.
Комментариев нет:
Отправить комментарий